Краткое руководство по эксплуатации дизельных насосных станций типа СНВ.

01

Янв 1970


Краткое руководство по эксплуатации дизельных насосных станций типа СНВ.

Все написанное в данной статье взято из жизни, т.е. – результат анализа проблем связанных с эксплуатацией насосных станций в полевых условиях. Опыт- основанный на изучении десятков различных проблем при эксплуатации насосных станций.
Планируется написать несколько статей, первая общая – остальные по направлениям.

Часть первая. Общие положения.

Вам привезли станцию.
1. Не выгружая, проверить внешнее состояние (повреждения при перевозке), наличие документации.
2. Выгрузив, еще раз все проверить на внешние повреждения,в том числе и всасывающий рукав, и комплектацию станции согласно сопроводительным документам.

Стандартная комплектация – насосная станция в сборе с установленным аккумулятором, заправленная тосолом и маслом. Всасывающий рукав, соответствующего размера, в сборе с фильтром грубой очистки с одной стороны и фланцем подсоединения к насосу, с другой стороны. Поворотная задвижка на напорный патрубок и комплект метизов.

3. Проверить крепление насоса и двигателя комплектующих станции (радиаторов, карданного вала и т.д.), состояние патрубков и соединений.
4. Желательно в тот же день залить в бак солярку и запустить станцию на холостую, проверив работу двигателя на разных оборотах, пульта управления и на минуту включив сцепление проверить работу насоса на низких, холостых оборотах (наличие стуков и других не характерных звуков).
Если станция не укомплектована сцеплением, отсоединяющим насос, то можно закрыть патрубки насоса, предварительно наполнив его водой или сократить время проверки до 1-2 минут, чтобы не спалить сальниковую набивку. После проверки – воду слить, это особенно важно если станция будет храниться в осенне-весенний период в неотапливаемом помещении.

!!! При использовании на станции насоса с механическим уплотнением, не зависимо от наличия сцепления, предварительно заполнить насос водой.

!!! При длительном хранении - более 1 месяца, станция куплена осенью, а использоваться будет весной, то раз в месяц необходимо производить пуск на 5-10 минут для работы на холостом ходу, насос можно залить тосолом.
Это не обязательно, но желательно.

!!! При возникновении каких-либо вопросов – звоните производителю.

 

Выбор места установки.

В большинстве случаев особого выбора не существует и приходиться пользоваться тем, что есть.
Тем не менее, на что необходимо обратить внимание в первую очередь с учетом временного отрезка полива: 

art0011. Уровень водоема.
- Весна – осень. Возможен существенный перепад уровня воды в водоеме, когда возникает ситуация, что уровень воды падает больше чем существующая высота всасывания насоса.
Такая же ситуация может возникать и на канале, когда разбор воды потребителями начинает превышать возможности подающей в канал насосной станции или при остановке подачи воды в канал при периодическом заполнении.
Этот фактор сильно влияет на стабильность работы насоса, нежелательно чтобы уровень воды был ниже 3 метров от верхнего края всасывающего патрубка.
При малом расстоянии от водозаборного фильтра до поверхности воды может развиваться воздушная воронка.

2. Засоренность.
Засоренность водной поверхности упавшими листьями, ветками и другим плавучим мусором, заиленность дна водоема, водоросли и т.д..
Этот фактор приводит к залипанию мусора на поверхности водозаборного фильтра, что плохо влияет на всасывание насоса, быстрее забивает фильтроматы, если их нет, может плохо влиять на форсунки поливных устройств.

3. Возможность воздухообмена.
Роза ветров – направленность ветра, его интенсивность.
Плохой воздухообмен при, например, наличии стен или установки насосной станции в котловане.
Плохое охлаждение двигателя.

!!! Все эти факторы сильно влияют на стабильность работы насосной станции, расход топлива и износ всего комплекса задействованного в орошении оборудования.

!!! При выборе места необходимо не забыть и природоохранные мероприятия, может пока это и не сильно актуальная проблема, но существуют нормативные документы, которые игнорировать не рекомендуется.


Подготовка места установки.

Для станций устанавливаемых на открытых площадках.

Как правило станции устанавливают на берегах каналов, речек, озер или прудов.
Расстояние от водоема до насосной станции должно быть минимальным, по теории не более 50м, реально до 10м. Оптимально, непосредственно на берегу водоема.
Высота всасывания, практически для всех центробежных насосов, кроме специализированных - до 4 метров, реально – не более 3 метров, но чем меньше, тем устойчивей работа насоса и тем выше его КПД, а значит и меньше расход топлива.
НС – необходимо устанавливать на твердый грунт строго горизонтально, отклонение от уровня не более ± 0,5°. Если грунт не твердый, под НС можно подкладывать щиты из досок, бетонные плиты, на крайний случай - доски.
Оптимальный вариант – бетонная плита по размерам несколько больше основания станции уложенная по уровню на песчаную подушку. Можно под углы станции подложить резиновые прокладки, например – куски транспортерной ленты, уменьшит шумовые характеристики и вибрационную нагрузку на грунт.
Обычно насосные станции не изготавливаются с регулируемыми виброопорами, но можно заказать как опцию, что сильно поможет в дальнейшем при установке станции.
Если станция на шасси, то ее желательно прикопать на треть диаметра колеса, а под опорные стойки подставить деревянные шиты или бетонные плиты и тоже выставить по уровню. Если колеса прикопать невозможно, то зафиксировать их башмаками.

!!! Станция должна быть установлена устойчиво, не шататься. При установке необходимо учитывать то, что работающая станция имеет вибрационную нагрузку.

Кроме вышесказанного необходимо предусмотреть возможность прохода вокруг станции для ее обслуживания шириной 0,5÷1,5 метра и площадку для оператора со стороны пульта управления не менее 1,5 метров шириной.
Если станция будет работать в ночное время – необходимо обеспечить освещение двигателя и насоса, места забора воды в районе фильтра и площадки оператора.

!!! Набрасывать времянки на клеммы аккумулятора не допустимо.

 

Эксплуатация насосных станций.

Выбор и характеристики станций.

Обычно задаются потребителем, станция изготавливается, по возможности, с рабочей точкой в середине поля рабочих характеристик.
Почему по возможности – это зависит, в большинстве случаев, от требований заказчика, то есть, переговорного процесса заказчика с производителем.
Хотим дешевле, но лучше.
К сожалению, так не бывает. Где-то все равно приходиться терять, ниже следуют объяснения.

Есть рабочая точка, которая рассчитана проектантом для определенной культуры на определенном участке, для наглядности все будет в цифровом выражении.

И так – рабочая точка, подача - 200м3/ч; напор – 55м (метров водяного столба).
Подбирается насос:
Возьмем один Украинский и Итальянский для сравнения.
Д200-36 и S4K150/2A.
Их графические характеристики:

art002

Потребляемая мощность в рабочей точке для Д200-36 - 41,5 кВт при 1850 об/мин и S4K150/2A – 42 кВт при 1500 об/мин и максимальная мощность в конце кривой 62 и 50 кВт соответственно, для насосов при их оборотах.
Подбирается двигатель.
Предположим Д243 и Д245, их графики:

art003

По рабочей точке оба двигателя подходят, но максимальной нагрузке лучше брать двигатель Д245.
Расход топлива по графику.
Для Д243.
Д200-36 – 227г*квт/ч × 41,5квт/0,86 = 10,95литров/ч
S4K150/2A – 221г*квт/ч × 42квт/0,86 = 10,79литров/ч
Для Д245.
Д200-36 – 225г*квт/ч × 41,5квт/0,86 = 10,86литров/ч
S4K150/2A – 220г*квт/ч × 42квт/0,86 = 10,74литров/ч

Разница в расходе при поливе 10 часов в сутки литр топлива экономиться для Д200-36 и 0,5 литра для S4K150/2A. В данном случае разница в расходе, в общем то, не значительна, но есть случаи когда разница достигает до литра в час, а иногда и более.

Есть еще один момент, который не учитывает большинство как потребителей, так и проектировщиков, именно момент – крутящий момент. Этот показатель сильно влияет на устойчивость работы двигателя, а это ресурс двигателя. И максимальные показатели его находятся в промежутке 1400-1600 об/мин для дизельных двигателей.

Ну и на последок – при 1500об/мин шумовая характеристика заметно ниже чем при 1800.

К чему все выше сказанное:
- разница в стоимости двигателей порядка 15-20%;
- насосов – в 2.5-3 раза.
Вот потребителю и предстоит сделать выбор, и делается он в сторону уменьшения стоимости.

Случай не достаточно убедительный, но на других насосах разница может быть и большая и обычно выбирается вариант с предельными характеристиками и меньшей стоимостью.
Если понимать, что на стабильность работы станции влияет большое количество факторов, а учесть их все при расчете рабочей точки невозможно, то такое решение не совсем правильное.

 

Техническое обслуживание.

Если двигатели Европейского или Американского, даже Китайского производства как-то обслуживают - плохо или хорошо, чаще хорошо, так как вынуждены в гарантийные сроки вызывать официальных представителей для технического обслуживания иначе гарантия снимается. То для двигателей производства Минского моторного завода — это целая проблема. Был случай когда вызвали наших представителей, двигатель работает с перебоями, не развивает мощность. Приехали. Масло аж черное, масляный фильтр закоксован и это не единичный случай. Масло могут доливать, сливать отстаивать и заливать обратно и тому подобное.Это-недопустимо !!!

Есть инструкции по эксплуатации и ими необходимо руководствоваться, а не смотреть на них как на формальные бумажки.

Те же проблемы возникают с насосами и карданными валами, если есть подшипник его надо смазать, заменить сальник или обтянуть болты.

Вы купили дорогостоящее оборудование, срок эксплуатации которого рассчитан не на один год. Относитесь к нему с должным внимание, проводите вовремя техническое обслуживание и насосная станция прослужит Вам не один сезон.